Реинкарнация в Древней Греции и Христианстве

Существуют различные точки зрения относительно бессмертия души. Уже в древние времена, встречаются множество доказательств, что реинкарнация реальна. Восточные вероучения (например, многообразные течения индуизма и буддизма) считают, что душа после смерти одного тела переселяется, т.е. «реинкарнирует», в другое; так она жизнь за жизнью принимает различные тела — лучшие или худшие — в зависимости от ее деяний в предыдущих жизнях. Согласно же вероучению современного христианства, душа проживает в материальном теле одну единственную жизнь и со смертью тела, пребывая в бездействии, ожидает приговора Страшного суда, который должен решить её дальнейшую участь — вечное блаженство в Царстве Бога или вечные муки в аду — в соответствии с тем, насколько праведна или греховна была душа во время своего пребывания в ее единственном и, в буквальном смысле этого слова, неповторимом теле.

Наверное, читатель будет прав, если посчитает, что сторонники той или иной концепции будут приводить ему доводы, подтверждающие исключительно их точку зрения, а неоднозначные суждения станут трактовать в свою пользу. «Насильственно убеждаемый» читатель, скорее всего, придёт к одному из трёх видов заключения:

  1. не примет ничьей точки зрения (а ну вас всех!),
  2. останется при своём мнении (всё равно никто не переубедит меня!),
  3. разработает собственную концепцию своего посмертного «су-» или «несу-ществования» (мне так удобнее!).

Натиск всегда настораживает: «Начитались кришнаиты «Бхагавад-гиты» и впихивают свои идеи в наши головы! Но мы-то другие, мы не индусы». Безусловно, каждый волен выбирать и признавать те авторитеты, которым доверяет. Долг же добросовестного печатного издания (да простится такая нескромность!) — в том, чтобы дать читателю знание о сути предмета, о его месте в общей системе миропонимания, об истории его возникновения и развития. (Если хочешь помнить, куда идёшь, не забывай — откуда вышел.)

Для сторонников восточных вероучений понятию «реинкарнация» не существует альтернативы. Они признают это учение за его логичность и справедливость, поскольку из него вытекает, что этичное, высоко моральное поведение позволяет живому существу прогрессировать из жизни в жизнь, в результате чего условия и обстоятельства его жизни каждый раз улучшаются. Более того, сама по себе реинкарнация является ярчайшим свидетельством сострадания Бога по отношению к живым существам. Она включает механизм, по которому каждый раз душе в ее новом воплощении предоставляется еще одна возможность для исправления и совершенствования. Прогрессируя таким образом из жизни в жизнь, душа может очиститься настолько, что, наконец, вырвется из круговорота рождений и смертей, и, безгрешная, вернется обратно, к Богу.

А что же «западные» вероучения? Попытаемся оценить, насколько их представителям — будь то православные христиане, католики, приверженцы ислама или иудаизма — чужда идея перевоплощения души. Насколько однозначно относились они к реинкарнации на различных этапах формирования своих вероучений? Почему и внутри них возникали споры о последующей участи души: «переселяется — не переселяется»? Какова история развития вопроса? Попытаемся рассмотреть ее, придерживаясь хронологической последовательности.

Реинкарнация и Древняя Греция

Орфей

ОрфейОказывается, в западной культуре идеи реинкарнации имеют давнюю историю: восходят они к VI веку до н. э. (!). Именно тогда в Древней Греции, в Аттике, сложилась система религиозно-философских взглядов — орфизм, по имени легендарного поэта и музыканта Орфея, спускавшегося в поисках своей жены Эвридики в аид — царство мертвых, расположенное в недрах земли.

Приверженцы орфизма связывали земную жизнь со страданиями, а пребывание души в теле рассматривали как ее падение из загробного мира, где душа испытывала блаженство. (В аиде одни места были предусмотрены для грешников: тартар; другие — для праведников: элизиум, или «острова блаженных».) Итак, согласно орфическим представлениям тело рассматривалось как темница для души, отбывающей тюремное заключение в земном мире.

Вообще, древние греки были сторонниками материалистического натурализма: они отождествляли душу и тело, объединяли их в единое целое. Даже в загробной жизни они рассматривали душу как некое телесное существо. Орфизм же отвергал эти принципы и разделял понятия души и тела, считая, что тело грешно и смертно, а душа чиста и вечна. Согласно учению орфизма, всю свою познавательную способность человек должен направлять на созерцание Бога. Не правда ли, налицо серьезная нестыковка мнений, возникшая в географических и культурных рамках одной и той же страны в весьма отдаленном, сравнительно благополучном прошлом — в VI веке до н. э. Стоит ли удивляться разноголосице мнений в трактовке сокровенных проблем бытия в современном мире с его бешеными ритмами, бесконечными противоречиями и невероятными коммуникативными возможностями?

Учение Пифагора

ПифагорСостоятельность всякого учения выверяется временем. Учение орфизма поддержала следующая плеяда мыслителей — пифагорейцы, последователи древнегреческого философа Пифагора (около 580–500 гг. до н. э.). Сам Пифагор решительно заявлял о переселении душ. Ему принадлежат слова: «Душа, попадая то в одно существо, то в другое, движется, таким образом, в круговороте, предписанном необходимостью». Ксенофан, современник Пифагора, приводит такой случай, доказывающий что реинкарнация существует. Однажды, проходя мимо и заметив, что мучают щенка, Пифагор воскликнул: «Перестаньте! Прекратите эти ужасные побои, потому что на самом деле это душа человека, бывшего моим другом. Я узнал его, как только услышал этот громкий крик».

Свидетельству Ксенофана вторит Диоген Лаэртский (I век н. э.), биограф Пифагора, который отмечает способность Пифагора воскрешать в памяти свои прошлые жизни. Другой биограф, Ямблих (IV век н. э.), добавляет, что Пифагор к тому же обучал других восстанавливать детали из их прежних жизней.

Пиндар и Эмпедокл о реинкарнации

ЭмпедоклИмена двух других древнегреческих философов — Пиндара и Эмпедокла (V век до н. э.) также связаны с учением о реинкарнации. Пиндар, прославившийся к тому же, как величайший лирический поэт, первым из поэтов Греции усматривал связь между справедливой наградой после смерти и высокими моральными качествами человека при жизни.

Эмпедокл, в свою очередь, учил, что души первоначально обитали в высших сферах и пали в этот воплощенный мир из-за того, что совершали неподобающие поступки. Они осуждены, согласно Эмпедоклу, на 30 тысяч рождений в разнообразных видах, включая рыб и растения. В конце концов, утверждал он, душа восстановит свое естественное состояние в высшем духовном царстве, чтобы больше уже не рождаться. К тому же он считал, что убийство животных греховно и предопределяет рождение вновь в телах низшего порядка. Эмпедоклом так же было разработано учение о четырех элементах природы, или стихиях, которое в течение многих веков удерживалось в античной и средневековой философии. Однако вряд ли философы Средневековья обращались к его представлениям, касающимся реинкарнации: Святая инквизиция знала свое дело!

(Примечательно, что в некоторых словарях Эмпедокл фигурирует как философ-материалист(?) и идеолог рабовладельческой демократии(!). Цитата из словаря советского периода: «Большое историческое значение имела высказанная Эмпедоклом догадка о закономерной эволюции живых существ в результате естественного отбора более жизнеспособных сочетаний». Уж не тридцать ли тысяч воплощений в разнообразных видах жизни, о которых писал Эмпедокл, подразумевают под эволюцией составители словаря? Впрочем, тут же они упоминают «естественный отбор», не смущаясь, что от времени жизни Эмпедокла до XIX века, когда эта так называемая теория была разработана Дарвином, прошло 24 столетия!)

Реинкарнация словами Сократа и Платона

СократСамыми ревностными из западных сторонников учения о реинкарнации были выдающиеся древнегреческие философы-мыслители Сократ и Платон (IV–V век до н. э.).

Сократ, как известно, излагал свои концепции устно и ничего не записывал. Его воззрения отражены в трудах учеников, одним из которых и был Платон. Идея реинкарнации нашла подробное развитие в сочинении Платона «Федо», где он приводит слова Сократа о том, что душа невидима, ни с чем не смешивается, всегда одна и та же и вечна, что она бессмертна и не перестает существовать после смерти тела. Сократ утверждал, что в этой жизни существо на самом деле не узнаёт новое, а, скорее, припоминает истины, известные ему из прошлых жизней.

Платон разделял эти суждения и последовательно развивал их. Он утверждал, что душа заключена в темницу материального тела и с его смертью перевоплощается. Поэтому источником познания служат воспоминания бессмертной души человека о мире «идей», то есть бестелесных форм вещей, которые она созерцала до вселения в смертное тело. «Идеи» в отличие от материи вечны, «занебесны», не возникают, не погибают, безотносительны, не зависят от пространства и времени. Чувственные же вещи преходящи, относительны, зависят от пространства и времени. Достоверное познание основывается только на истинно сущих «идеях».

АристотельГлавный ученик Платона, Аристотель (IV век до н. э.), однако, не разделял позиций своего учителя относительно реинкарнации, хотя ранние его работы (например, «Эдем») свидетельствовали о признании им предсуществования. Однако учение о реинкарнации не было забыто и на разных этапах истории возрождалось с новой силой. Так, свидетельницей его возрождения стала Римская империя, когда Плутарх (I век н. э.) так же убедительно, как в свое время пифогорейцы, изложил концепцию трансмиграции.

В III веке н. э., вначале в Египте, а затем в Риме, Сирии и в Афинах, возникла новая философская школа, получившая название неоплатонизма. Основателем ее был Плотин, древнегреческий философ родом из Египта. Он так же, как и Платон шесть столетий назад, утверждал, что душа бессмертна и способна переселяться в новые тела. Цель человеческой жизни, по Плотину, состоит в восхождении к первоединому. Достигается она путем сдерживания и обуздания телесных влечений за счет развития духовных сил, в том числе познавательных. На высшей, экстатической ступени восхождения душа воссоединяется с Богом.

Реинкарнация и раннее христианство

Современное христианство отвергает доктрину реинкарнации. Его апологеты утверждают, что в Библии ничего не говорится о переселении душ, и рассматривают реинкарнацию как нечто привносимое в библейскую традицию извне.

Вряд ли такое утверждение соответствует действительности. Христианское вероучение складывалось на основе идей мессианских сект, признававших Иисуса Христа Мессией. Вполне закономерно, что на его формирование оказывало влияние наследие, оставленное античными мыслителями, хотя бы потому, что место зарождения христианства, как и вектор его распространения тесно были связаны с Римом и Грецией. Неслучайно поэтому гностики (II век н. э.), являвшиеся первохристианами, соединяли христианскую теологию с представлениями пифагореизма и неоплатонизма, краеугольным камнем которых, как отмечалось, являлось учение о реинкарнации. Так идея о переселении души вошла в гностическую доктрину раннеапостольской христианской традиции.

АвгустинРодоначальники христианской церкви (II–III век н. э.): Климент Александрийский, Юстиниан Мученик, а также святой Григорий Нисский (III–IV век н. э.) и святой Иероним (IV–V век н. э.) неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации. Сам Блаженный Августин (354–430 гг.), выдающийся христианский богослов и философ, разделял идеи неоплатонизма и размышлял о закреплении доктрины реинкарнации в христианском вероучении. В своей «Исповеди» он записал: «Был ли у меня некий период жизни, предшествовавший младенчеству? Был ли это тот период, что я провел в лоне матери, или какой-то иной?... А что было до этой жизни, о Господь моей радости, пребывал ли я где-либо или в каком-либо теле?»

Ориген говорил, что реинкарнация предсказуема

Наиболее откровенно по поводу реинкарнации высказывался Ориген (185–254гг.), которого «Британская энциклопедия» среди отцов церкви ставит на второе место по значимости после Августина Блаженного. Каковы же были суждения Оригена, этого влиятельного и высокообразованного христианского мыслителя, относительно реинкарнации? Согласно «Католической энциклопедии», учение Оригена во многом повторяло идеи реинкарнации, которые прослеживаются в учениях платоников, иудейских мистиков, в религиозных писаниях индуистов.

ОригенВот некоторые из высказываний Оригена: «Некоторые души, склонные творить зло, попадают в человеческие тела, но затем, прожив отмеренный человеку срок, перемещаются в тела животных, а потом опускаются до растительного существования. Следуя обратным путем, они возвышаются и вновь обретают Царствие Небесное»; «...несомненно, физические тела имеют второстепенное значение; они совершенствуются лишь по мере того, как меняются мыслящие существа». Учение о реинкарнации представлялось Оригену столь убедительным, что он не мог скрыть своего раздражения по поводу веры ортодоксов в Судный день и последующее воскресение из мертвых. «Как можно восстановить мертвые тела, каждая частица коих перешла во множество иных тел? — вопрошал Ориген. — Которому из тел принадлежат эти молекулы? Вот так люди погружаются в трясину несуразиц и хватаются за благочестивое утверждение о том, что для Бога нет невозможного».

Реинкарнация отменяется

Однако воззрения Оригена, хотя и разделялись приверженцами христианства, но в вероучении христианской церкви не утвердились. Более того, после его смерти на учение о реинкарнации начались гонения. И причины тому были, как ни странно, скорее политические, нежели теологические. Во времена византийского императора Юстиниана (VI век н. э.) среди христиан преобладали оригенисты, гностики и представители других христианских направлений, признававших реинкарнацию. Честолюбивые устремления Юстиниана подсказывали ему вредность этой веры, укоренившейся среди его подданных. Если люди уверены в том, что у них в запасе еще много жизней, в течение которых они смогут развиваться и исправлять совершенные когда-либо ошибки, то станут ли они проявлять должное рвение, как того хотелось императору, в своей теперешней жизни?

ЮстинианОтвет напрашивался отрицательный, и Юстиниан решил использовать христианскую веру в качестве политического орудия. Он рассудил: если людям внушить, что в их распоряжении имеется только одна жизнь, это повысит их ответственность в исполнении долга перед императором и государством. С помощью священства император пожелал «даровать» своим подданным одну-единственную жизнь, после которой те, кто зарекомендовал себя хорошо, отправились бы в рай, кто плохо — в ад. Так, манипулируя религиозными убеждениями, Юстиниан стремился укрепить могущество своей мирской власти.

Немаловажную роль при этом сыграла жена Юстиниана. Императрица, согласно историку Прокопиусу, была совсем не знатного происхождения: родилась она в семье охранника амфитеатра и до замужества была куртизанкой. Став императрицей, она, чтобы стереть следы своего позорного прошлого, приказала пытать и казнить всех своих бывших подруг-куртизанок. Их было — ни много, ни мало — около пятисот. Императрица опасалась возмездия за свой поступок. Насчет отпущения грехов со стороны духовенства в теперешней своей жизни она не сомневалась, так высоко было занимаемое ею положение. Однако ее повергало в ужас будущее: что, если придется родиться снова и жить в неком новом теле сообразно совершенным ранее деяниям? По-видимому, в тревоге за свое будущее она пришла к заключению, что, если «божественный приказ» со стороны духовенства отменит доктрину реинкарнации, то ей не придется рождаться вновь и пожинать плоды своей греховности.

Император Юстиниан отправил патриарху Константинопольскому послание, в котором Ориген представлялся как злостный еретик. Затем, в 543 году, в Константинополе по распоряжению Юстиниана собралась церковная ассамблея. С ее одобрения императором был вынесен эдикт, в котором перечислялись и осуждались ошибки, якобы допущенные Оригеном. Далее события развивались по сценарию политической борьбы.

Папа Виргилий выразил недовольство вмешательством Юстиниана в теологическую дискуссию. Он отверг императорский эдикт и даже поссорился с патриархом Константинопольским, поддерживавшим Юстиниана. Но давление на верховное духовенство со стороны государственной власти продолжало нарастать, и через некоторое время Папа всё же издал указ, в котором предавал анафеме учение Оригена, запрещенное императорским эдиктом. Папский указ гласил: «Если кто уверует в немыслимое существование души до рождения и в нелепейшее перерождение после смерти, того надлежит предать анафеме». Однако этот указ вызвал сильнейшее недовольство со стороны авторитетных епископов Галлии, Северной Африки и ряда других провинций, и в 550 году Папа Виргилий был вынужден отменить его.

Заслуги Оригена в деле становления христианской религии нельзя было оспорить, и хотя ко времени, когда разворачивались описываемые события, уже прошло около 300 лет со дня его кончины, авторитет Оригена как теолога среди священства оставался велик.

Честолюбивый Юстиниан продолжил борьбу. У него в руках были все рычаги власти, а опыта в политических интригах занимать ему не приходилось. И вот 5 мая 553 года состоялся Второй Константинопольский собор, на котором председательствовал патриарх Константинопольский. Едва ли собор можно было назвать «Вселенским», поскольку на нем присутствовали в основном приспешники Юстиниана, желавшие видеть его во главе восточной части церкви. (Видимо, амбиции императора простирались не только на мирскую власть!) Итак, на соборе присутствовало 165 восточных (православных) епископов, выходцев из земель, находившихся в феодальном подчинении у Византии, и около дюжины западных епископов. Остальные представители западного епископата отказались принимать участие в соборе.

Собравшиеся представители должны были путем голосования решить: является ли оригенизм (так называли доктрину реинкарнации) приемлемым для христиан. Император Юстиниан контролировал всю процедуру голосования. Исторические документы свидетельствуют, что был подготовлен сговор, имевший целью фальсифицировать подписи западных представителей церкви, большая часть из которых разделяла взгляды Оригена. Видя, что на соборе ведется недостойная игра, Папа Виргилий, несмотря на то, что находился в это время в Константинополе, в знак протеста в соборе не участвовал и при вынесении окончательного вердикта не присутствовал.

Так постановлением Второго Константинопольского собора христианам, начиная с 553 года, разрешалось верить в вечную жизнь, как и прежде, но повелевалось забыть о ее родной сестре — реинкарнации. Постановлялось считать, что вечность начинается с рождения. Однако бесконечным, или вечным, можно считать лишь то, что не только не имеет конца, но не имеет и начала, не так ли? Затем, можно ли считать правомерной отмену теологической доктрины под силовым давлением мирской власти? Правомерно ли забвение учения Оригена лишь потому, что его носитель не был канонизирован, а в дальнейшем подвергся ожесточенным нападкам со стороны императорской власти? Наконец, не пора ли вернуть христианам сокровенные истины, открытые одним из влиятельнейших отцов христианства? Эти вопросы до сих пор остаются открытыми.

Продолжение следует...

Комментарии   

0 # ararat 30.11.2012 18:54
Друзья, если реинкарнации не существует, как объяснить рождение больных, уродов, даунов и т.д.? Когда же они успели нагрешить? Меня всегда интересовал этот вопрос и я разобрался в нём только в Ведических знаниях.
Ведь если у нас всего одна жизнь, то все должны родиться в равных условиях и потом, по мере греховности, на "Страшном Суде" решат куда отправить после смерти - в ад или рай... Так будет справедливо. А то, что Бог наказал Адама и Еву за их грех в Райском саду и теперь всё человечество будет расплачиваться за это, не совсем справедливо на мой взгляд. Мы видим, что некоторые прожигают жизнь и ни за что не расплачиваются, а другим достаются такие муки, что врагу не пожелаешь. Где же тут справедливость?
Буду признателен, если кто-то объяснит мне этот вопрос с точки зрения Христианства. Может я что-то не так понимаю...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ольга 30.11.2012 02:46
Тех, кому интересна эта тема и кто хочет знать больше советую найти в интернете книгу американского гипнолога и психотерапевта Майкла Ньютона "Путешествие души. Жизнь между жизнями" и прочитать хотя бы первые пять страниц. Точно не пожалеете!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # amarna 17.01.2012 21:12
Всем, кого интересует реинкарнация, советую прочесть книгу Сильвии Крэнстон и Кэри Уильямс "Перевоплощение . Новые горизонты", Сфера, 2001

А тем, кому интересны подделки христиан, ищите истории рукописей Мертвого мор и Наг-Хаммади, когда были обнаружены оригиналы рукописей, многократно правленных святыми отцами.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # ararat 03.01.2012 22:58
Друзья, столько комментов... все крутятся вокруг Буддизма, Христианства и Мусульманства.. . Но никто не вспоминает о Ведических знаниях... Только некоторые термины: типа - кальпа, Брахман и т.д...
Конечно, реинкарнация, точнее её понимание очень ценная доктрина. Она даёт возможность осознавать, что Душа первична и вечна, а тело вторично и бренно. И, соответственно, нужно развиваться Духовно, а не наслаждать тело, пока есть возможность...
Моё мнение - кто живёт для тела, тот и строит хаос на планете. Потому, что удовлетворяет только свои материальные потребности и конечно же низменно-сексуа льные. Всё это переплетается с обманом, жестокостью, насилием и т.д.
Одним словом - деградируем Господа. Вернее уже деградировали. И, кстати, Буддисты не исключение. Хоть у них в религии и сохранилась Реинкарнация. Едят мясо, обманывают, много бедности и много миллиардеров (Индия - хороший тому пример). Нет, я не против богатства, я против того - каким путём оно достигнуто.
К чему я всё это пишу?
К тому, что первоисточник - Веды. Культура, не подвластная времени (Санатма тхарма). Там про всё... И разложено по полочкам. Изучаю полтора года и жалею, что раньше не знал о Ведических знаниях.
Желаю всем Счастья!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Дмитрий 28.12.2011 02:50
Некоторые замечания по поводу раздела "Реинкарнация и раннее христианство" данной статьи.

1) Цитата: "...гностики (II век н. э.), являвшиеся первохристианам и, соединяли христианскую теологию..."
Замечание. Гностики не являлись первохристианам и, а были язычниками, которым были интересны некоторые положения христианства.

2) Цитата: "Так идея о переселении души вошла в гностическую доктрину раннеапостольск ой христианской традиции"
Замечание. Никакой гностической доктрины раннеапостольск ой христианской традиции никогда не было. Уже в посланиях самих апостолов имеются возражения против гностических заблуждений и предостережения от них христиан. К примеру: "И как человекам положено однажды умереть, а потом суд" (Евр. 9: 27). Однажды, а не дважды или трижды.

3) Цитата: "Родоначальники христианской церкви (II — III век н. э.): Климент Александрийский , Юстиниан Мученик, а также святой Григорий Нисский (III — IV век н. э.) и святой Иероним (IV — V век н. э.) неоднократно выступали в поддержку идеи реинкарнации".
Замечание. Выражение "родоначальники христианской церкви" не корректно, ибо христиане исповедуют одного родоначальника - Иисуса Христа.

св. Иустин (в крайнем случае Юстин, но никак не Юстиниан) Мученик: "Итак, рассматривая основания, заключающиеся в мире, мы не находим невозможным восстановление плоти; с другой стороны, Спаситель во всем Евангелии показывает сохранение новой плоти; после сего зачем нам принимать противное вере и гибельное учение и безрассудно обращаться вспять, когда услышим, что душа бессмертна, а тело тленно и неспособно к тому, чтобы снова ожить?" (О воскресении плоти. 10)

Климент Александрийский : "Соображения эти во всяком случае основательнее мечтаний Пифагора и его последователей, грезивших о переселении души из одного тела в другое" (Строматы. VII, 6)

свт. Григорий Нисский: "Достойно порицания рассуждение баснословящих, что души жили прежде в особом некоем состоянии... Защитники этого учения держатся еще языческих мифов о преселении из одного тела в друго" (PG, XLVI, 108)

Блж. Августин: "Не гораздо ли благочестивее верить тому, чему учили апостолы? Не гораздо ли благочестивее верить, что души людей возвращаются в свои собственные тела, чем тому, что они возвращаются в тела совершенно иные?" (О Граде Божием. X, 30)

(больше цитат см. http://tainoe.o-nas.info/index.php/books/110-kuraev01/814-kuraev0112)

4) Цитата: "Учение о реинкарнации представлялось Оригену столь убедительным".
Замечание. "В своих же поздних трудах, например, в толковании Евангелия от Матфея (а также в трудах «Беседы на Песнь песней», «Против Цельса», «Толкования на книгу Притчей», «Трактат о воскресении») Ориген полностью отвергает идею о реинкарнации и показывает её нелепость при совмещении с христианским богословием" (Материал взят из Википедии - статья "Раннее христианство и переселение душ").
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # ринат 26.12.2011 15:59
Я не увидел здесь критики христианства. В статье говориться, что реинкарнация была в свое время частью философского воззрения раннего христианства.

Оправдания действительно не надо искать, надо сравнивать и изучать. Да, и кстати, если хоть немного касаешься темы реикарнации, то с ней обязательно параллельно существует и закон кармы (\"Что посеете, то и пожнете\"), где есть ответственность за содеянное,и она соразмерна совершенному греху.
Выскажу сугубо свое личное мнение: Даже если человек великий грешник, грешил например с самого рождения и до самой смерти, и при этом прожил 100 лет. Неужели за 100 лет греховной жизни он должен вечно мучиться? Я верю что Бог милосерден и справедлив, и если он накажет свое отступившееся дитя, то равно настолько,наско лько он того заслуживает, но ни более необходимого. И здесь никак нельзя сказать \"что учение о реинкарнации позволяет творить все что угодно\".

С уважением, ко во всем кто имеет противоположную точку зрения.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Богдан 07.10.2011 16:48
Считаю реинкарнацию очень стройной и логически обьяснимой системой раскрывающей тайны мироздания.Реик арнация доступно и логически отвечает зачем человек приходит в эту жизнь,как правильно ему жить,что будет дальше(и после смерти тоже).кроме того она говорит о бесконечности развития(что меня очень радует и представляет мир как полный порядка.а не хаоса)
Статья хорошая.Более глубокое освещение этой темы можно узнать в книгах Анни Безант Древняя Мудрость,Эзотер ическое Христианство,Пи сьмах Елены Рерих,а также в современной книге Телос- Аурелии Луизы Джоунс .
Надеюсь когда нибудь христиане признают и поверят в эти глубочайшие истины и древнюю мудрость...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # SOFIA GEORGIADOU 22.05.2011 04:21
SPASIBO BOLSHOE ,TEMA OHCEN ZAVORAZJIVAIUSH AIA,I IA CHOHCU UZNAT ZA SVOI PROSHLIE ZJIZNI.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Степан 20.03.2011 20:11
Прочитал статью, комментарии, становится страшно. Как доверчив человек. Люди, прежде чем комментировать статью убедитесь в компетентности автора. Понятно, что у каждого из вас сложившееся мировозрение, стериотипы..., и увидев критику христианства, и якобы подтверждение такой "манящей" и "все объясняющей" теории переселения вы сразу же кричите "НУ Я ЖЕ ГОВОРИЛ! А ОНИ СТРАШНЫЙ СУД, СТРАШНЫЙ СУД...", но еще раз говорю убедитесь в компетентности этой статьи. Ведь если человек ИСКРЕННЕ стремится к познанию смысла своего существования он искренне будет проверять догмы той или иной истины или религии в которую верит, а не будет искать оправдания "удобной" реинкарнации которая позволяет творить в этом мире все что угодно, оставляя для исправления будущие жизни. Не хочу приводить доводы против реинкарнации, скажу лишь, что их много (кто хочет можно устроить полемику), призываю просто быть ответственными и подвергать все здоровой критике.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # dronme 04.01.2010 18:06
Суд в христианстве также говорит о реинкарнации,
ведь там отправляют в другие миры, просто там не говорится о всех мирах, а говорится о только об аде и небесах, как воплощении добродетили и зла.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Лёньчик 04.01.2010 05:30
Когда Иисус и его ученики встретили слепорождённого , то ученики спросили Иисус, "Согрешил он или родители его что родился слепым?" (другими словами "Согрешил ли он в предыдущей жизни...") На что Иисус ответил промерно так "Ни он, ни родители его, но это с ним произошло что бы Я его исцелил и этим прославил Бога". Иисус ничуть не упрекнул своих учеников за такой вопрос, не сказал "он не мог согрешить раньше, люди живут только один раз", но наоборот он похоже прекрасно понимал что они имеют в виду, и ответил относительно этого определённого слепого.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # 6e3yX 02.01.2010 18:20
О Марина! Ответь на вопрос: если бог создал человека по образу и подобию своему, то кто создал бога? Кто дал ему определённые полномочия с его правом выбора? Если бы вы посмели изучить многие работы касательно истории развития христианства, причем не каких-то \"святых\" текстов, которые были переведены и откорректирован ы в угоду времени стопиццот раз, а работ связанных с самими идеями смысла жизни с точки зрения логики и причинно-следст венных связей. Страшный суд?? Конец Света?? О боже упаси, я не вижу смысла в том, что Господь бог так любящий своих чад, дал нам всего одну маааасенькую жизнь чтобы мы успели за достичь царства небесного!!!! Бред..... Во-первых само понятие слова \"бог\" каждый интерпретиурет из своих верований и познаний... У ограниченного человека и сформируется представление только то, которое уготовано ему церковью! А у более продвинутых людей, которые без фанатизма относятся к теологии возникает желание взглянуть на это с других сторон. В частности формирование о \"боге\" можно почерпнуть из области флористики, метафизики, искусства, музыки, человеческих взаимоотношений , истории, эзотерики, совести наконец! Чем большей человек владеет информацией, тем более широкий объем представления о таком субъективном понятии как \"БоГ\", т.е. о всецелом устройстве мира, и вселенских законов. Нельзя быть строгим фанатиком своей веры, надо пробывать изучать и обдумывать другие Религии, ведь Христианство не есть единственно-вер ное учение о боге! Учти также тот факт, что в античные времена были религии, также считающиеся истинно-правиль ными и верными, но в конечном итоге они все канули в лету. Так что эта участь вполне может ждать все вероучения, которые не смогут в полной мере дать нужную информационную нагрузку развивающемуся уровню разума человека. И еще хотел бы отметить, что все имеет цикличность. И наша расса представляет лишь 4-ый цикл жизни на этой планете. Последние населявшие её погибли из-за \"великого потопа\". Так что Мария желаю тебе осознать и восполнить весь недостаток твоей информированнос ти! Счастья и добра всем человекам :D
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # dronme 02.01.2010 18:19
ДИАЛОГ:
– Как христианство, так и ислам – это монотеистически е религии, то есть в них предполагается существование превосходящего всё бога. В буддизме есть Будда, человек, познавший всё, но он не считается богом. Какой взгляд вы, в АУМ Синрикё, имеете насчет таких богов?


– Во-первых, бог в христианстве и исламе – это единственный Творец тысячи вселенных. Это на самом деле правильно. Почему это так? По их определению, это бог, который не имеет сексуальных отношений. Они говорят, что он является Творцом. Если исходить из той точки зрения, которой придерживаются религии индоевропейской группы, то Брахман, или Создатель, обладает именно такими факторами.
С другой стороны, тот, кто достигает состояния окончательного Победителя в Истине, является единственной душа в трех тысячах тысяч миров. Три тысячи тысяч миров – это тысяча в третьей степени. Другими словами, считается, что это единственная душа, единственный бог в миллиарде вселенных. В настоящее время в писаниях обнаруживается очень много мест, где Будда поучает Творца, который в АУМ интерпретируетс я как Великое Святое Небо. Вам понятно?

– То есть Будда Сакьямуни стал буддой после нескольких перерождений?

– Говоря точнее, он стал буддой через 4 асанкьи и 100 000 кальп после того, как обрел пять божественных сил. 100 000 кальп – это период, за который вселенная создается и разрушается 100 000 раз. А перед тем, как стать Победителем в Истине, Будда Сакьямуни много-много жизней получал опыт пребывания Творцом. Понятно? То есть Победителем в Истине становятся после того, как получен опыт Создателя.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Марина Юрьевна 05.12.2009 01:07
==Считаясь православным человеком===
Виталий, вы правильно сказали: считаясь, но не являясь им. Я утверждаю это так смело потому, что обо всем говорит ваше сообщение. Если бы вы были знакомы с трудами всех святых отцов, которые приведены в этой статье, и если бы вы были знакомы с тем, как трактует смысл жизни православие, то вы никогда не написали бы то, что вы написали. Вы пишите о том, что "вся их доктрина - сущий бред". Виталий, в православии все доктрины строятся исключительно на словах основателя христианства - Сыне Божьем и Боге одновременно. По сути вы, творение, называете бредом Своего Творца.

Ни древнее ни тем более современной христианство не могло учить о перевоплощении, так как это противоречило главному свойству, которое Бог дал Своему Творению : свобода выбора.В подходе о реинкарнации некая Карма управляет миром, что опять противоречит реальности: не Творец управляет, но Карма.

Виталий, нестыковки в христианстве вы находили потому, что знакомились с ним не из первоисточников . Христианство - очень стройная система богословских знаний, основанных на догматах, учениях святых отцов и Новом Завете с Богом.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Виталий 21.11.2009 16:15
Считаясь православным человеком, я всю сознательную жизнь находил в христианстве какие-то нестыковки, никак не мог понять: а в чем же смысл жизни человека на Земле??? Но когда несколько лет тому назад нашел разом ответ на все свои вопросы, а именно отношение к реинкарнации, все стало на свои места... Пусть простят меня глубока верующие христиане (и прочие иже с ними), но вся их доктрина - сущий бред!!! Реинкарнация - основа жизни и стремления человека! Без нее все теряет смысл, потому что становится временным, одноразовым, без права на ошибку!!! Спасибо автору!!!
P.S.: Я работаю над созданием блога на тему взаимоотношения Бога, души и человека (физического), и с его (блога) помощью хочу найти единомышленнико в...
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Teo... 09.10.2009 16:31
Cпасибо, очень хороший материал!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # валерий 11.03.2009 00:54
Хорошая подборка материала.Спаси бо! :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # тара дронме 15.02.2009 17:17
Южный буддизм делит этот мир на Ад, Мир Животных, Мир Голодных Духов, Мир Людей, Мир Асуров и Небеса. Карма, ведущая к перевоплощению в каждом из этих миров, может быть описана следующим образом: убийство, вызванное ненавистью, вынуждает нас перевоплотиться в Аду, компромисс и невежество вынуждают нас перевоплотиться в мире Животных, жадность, связанная с элементом огня, и скупость вынуждают нас перевоплотиться в качестве голодных духов. Как насчет человеческих существ? Если вы свободны от трех нижних миров и практикуете Жертвование, вы перевоплотитесь в качестве человека. Тогда какие существа перевоплотятся на Небесах Ярости, Небесах Игривой Страсти и на Святых Небесах?
Говоря коротко, буддизм - это математика. Он дает четкое объяснение каждого определенного мира.
:roll:
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Marija 30.01.2009 06:22
A ja s4itaju pereselenije du6i v zivotnih i rastenij eto nonsens protivore4a6ij Biblii sotvorenija mira. Ja dopuskaju pereselenije du6i vo vnov rodiv6egosja 4eloveka,,,, no v zivotnoe? eto absurdno t.k. naverno vsetaki u zivotnih net du6i v tom ponimanii kak mi vosprinimae6 du6u u 4eloveka.Spasib o vsem oponentam.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Иван 23.09.2008 16:30
Спасибо за познавательную статьи. Реинкарнация очень актуальная, помогает познать сущьность души. Спасибо за реинкарнацию!
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Ринат 14.01.2008 12:30
Философия реинкарнации если её достаточно глубоко проанализироват ь, действительно наиболее гармонично и логично вписывается в систему мира и показывает разумное устроение вселеннских законов. И отпадает мысль что этот мир не совершенен. Наоборот появляется понимание что наше восприятие мира несовершенно.

Сейчас труднее не принять её логически как вселенский закон, главная трудность это изменить устоявшиеся устои и мировозрения к которым мы привыкли.

Предположим внеся философскую поправку в уже сформированую систему религиозных возрений, то и другие пункты также можно будет пересмотреть. Вот эти моменты и вызывают беспокойства у ортодоксов.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # облако 10.11.2007 02:24
Недавно читала дискуссию на эту тему на сайте А.Кураева. Вывод из той дискуссии: если ты считаешь себя христианином, то должен верить в страшный суд и единственную жизнь на земле с последующим ожиданием воскресения и Суда.Если разделяешь идею реинкарнации - не называй себя христианином. Вот так. Не больше и не меньше.
Лично мое мнение: идея реинкарнации более стройная,логичн ая и справедливая, чем идея Страшного Суда.
Спасибо за интереснейшую тему! Жду продолжения с нетерпением.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Shallu 08.11.2007 21:55
Спасибо, очень интересная статья. Узнала много нового. Жду продолжения :-)
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # Кирилл 08.11.2007 09:10
Замечательный текст. Хочется увидеть продолжение. Я почему-то всегда думал, что христианство верит в реинкарнацию.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать
0 # тара дронме 27.10.2007 22:52
Спасибо за возрождение истины о реинкаранации, утерянной современным христианством.
Ответить | Ответить с цитатой | Цитировать

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

Телефон: 589-59-47

Мобильный: +7-916-570-2201

Email: Отправить сообщение

Внимательно изучая информацию этого сайта, Вы сможете понять основы ведической философии и культуры, ее связь с другими мировыми культурами, а главное сможете применить знание Вед в своей собственной жизни — и благодаря этому сделать ее счастливой и гармоничной.